Difference between revisions of "Ататюрк, Мустафа Кемаль/rus"

С Сибирска Википеддя
Айдать на коробушку Айдать на сыскальник
 
Line 86: Line 86:
[[Стопа:Плакат деисламизации Ататюрковской Турции, 1930-ый год..png|180px|thumb|«Шакалы будут уничтожены!» - Змея олицетворяющая исламиста уничтожается мечом турка.
[[Стопа:Плакат деисламизации Ататюрковской Турции, 1930-ый год..png|180px|thumb|«Шакалы будут уничтожены!» - Змея олицетворяющая исламиста уничтожается мечом турка.
Плакат деисламизации Ататюрковской Турции, 1930-ый год.]]
Плакат деисламизации Ататюрковской Турции, 1930-ый год.]]

[[Category:Кемализм]]

Latest revision as of 08:44, 15 Грязника 2025

Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель современной Турции

Мустафа Кемаль Ататюрк (ранее Гази Мустафа Кемаль-паша «Кемаль Ататюрк» — имя и фамилия Мустафы Кемаля c 1934 года, принятые в связи с произведёнными им же упразднением титулов и введением фамилий в Турции. Точная дата рождения Ататюрка неизвестна. Официально ею считается 19 мая — этот день в Турции известен как 19 Mayıs Atatürk'ü Anma, Gençlik ve Spor Bayramı.  — османский и турецкий государственный, политический и военный деятель. Основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции; первый президент Турецкой Республики, основатель современного турецкого государства.

Происхождение

Родословная Мустафы Кемаля берет свои корни из Анатолии, из племени тюрков-юруков. Юруки имеет огузское происхождение. Род, к которому принадлежит Мустафа Кемаль, называется тюрками-кызылджалы. Дословно - красные огузы. В записях в Салониках они упоминаются как «Karakocalılar». Кызылджаогуллары, династия Мустафы Кемаля, является анатолийской ветвью румелийского алевизма. Родина этой ветви - долина Токат-Алмус Тозанлы. Все люди, живущие здесь сегодня, - тюрки-алевиты.

Его мать родилась в одной из деревенских приютов в окрестностях Салоников. Как и все деревни в районе Серфиче, деревня, где родилась мать Мустафы Кемаля, также является деревней Бекташи/Алеви.

Отец Мустафы Кемаля записан как Али Рыза, сын Кызылхафиза в регистре народонаселения. В возрасте десяти лет Мустафа Кемаль был зачислен в начальную школу на улице Кызылбей в Салониках. Слово Кызыл - это обычно имя, даруемая алевитами. Отца Мустафы Кемаля зовут Али Рыза. Али Рыза - это имя восьмого имама линии Ахль аль-Байт.

Тюркские племена юруков обосновались во Фракии в 1410 году и основали княжество под названием «Кызыл Ахметлилер».

Княжество было упразднено в результате кампании, организованной губернатором Амасьи Йоргуч-пашой, служившей на тот момент Мураду II. Некоторые жители княжества Кызыл Ахметлилер были убиты, будучи помещены в темницы. Некоторые из них были разбросаны в разных частях Анатолии. Родословная Мустафы Кемаля Ататюрка поселилась в Конье из-за этого события.

В следующем историческом процессе, в процессе тюркизации Румели во времена султана Фатиха, семья пришла из Коньи и поселилась в Коджаке, который связан с Дебре-и Бала Санджаком провинции Манастир. Коджацик - это район города Дебре, недалеко от границы с Албанией в современной Республике Македония. Позже (вероятно, в 1830-х годах) семья иммигрировала в Салоники.

Один из близких друзей - Намик Кемаль имел большое влияние на чувства и мысли юного Мустафы Кемаля. Намик Кемаль также был бекташи. В своей книге «Çankaya» Фалих Рифки Атай пишет, что когда Мустафа Кемаль приехал в Салоники во время каникул в годы войны, он отправился в ложе Бекташи Шейха Рифата Эфенди и посещал ритуалы в кругу дервишей.

В своей известной речи «Nutuk» Мустафа Кемаль Ататюрк, описывая свои телеграммы Абдулкерим-паше, своему другу из Салоников, сообщает, что паша обращался к нему как «Кутб-уль акрап». Это термин, используемый для обозначения высшей степени бекташизма.

Однако, более важным, чем происхождение, является то, близок ли Ататюрк к учению бекташи с точки зрения его мировоззрения и понимания, что, по моему личному мнению, бекташизм Мустафы Кемаля намного сильнее в этом отношении.

Кемаль в Первой мировой войне

В начале Первой мировой войны Мустафа Кемаль успешно командовал турецкими войсками в битве за Чанаккале.

18 марта 1915 года англо-французская эскадра попыталась пройти пролив Дарданеллы, однако понесла тяжёлые потери. После этого командование Антанты приняло решение высадить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 года англо-французы, высадившиеся на мысе Арыбурну (см. Высадка в бухте Анзак), были остановлены 19-й дивизией под командованием Мустафы Кемаля. После этой победы Мустафа Кемаль был произведён в полковники.

Во время высадки войск Австралийского и Новозеландского корпуса и иных британских частей на Галлипольском полуострове в ходе Дарданелльской операции, в наиболее отчаянный момент сражений, утром 25 апреля 1915 года, в приказе дня для 57-го полка своей дивизии Кемаль написал: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места»[29]. Почти весь личный состав 57-го полка погиб к концу сражения.

6—7 августа 1915 года английские войска вновь перешли в наступление с полуострова Арыбурну.

6—15 августа 1915 года группа войск под командованием германского офицера Отто Сандерса и Кемаля сумела воспрепятствовать успеху британских сил при высадке в заливе Сувла. Затем последовали победа при Киречтепе (17 августа) и вторая победа при Анафарталар (21 августа). За проявленную доблесть Мустафа Кемаль был повышен вчине до генерал-майора и получил титул паши.

После битв за Дарданеллы Кемаль командовал войсками в Эдирне и Диярбакыре. 1 апреля 1916 года он был произведён в дивизионные генералы (генерал-лейтенант) и назначен командующим 2-й армии. Под его командованием 2-я армия в начале августа 1916 года сумела ненадолго занять Муш и Битлис, но вскоре была выбита оттуда русскими (см. Эрзинджанское сражение, Битлисское сражение и Огнотская операция).

После краткосрочной службы в Дамаске и Халебе вернулся в Стамбул. Отсюда вместе с наследным принцем Вахидеттином эфенди отправился в Германию на линию фронта для проведения инспекции. По возвращении из этой поездки серьёзно заболел и был отправлен на лечение в Вену и Баден-Баден.

15 августа 1918 года вернулся в Халеб в должности командующего 7-й армией. Под его командованием армия успешно оборонялась от атак английских войск.

После подписания Мудросского перемирия (капитуляции Османской империи) (30 октября 1918 года) был назначен на пост командующего группой армий «Йылдырым». После роспуска этого соединения Мустафа Кемаль 13 ноября 1918 года вернулся в Стамбул, где начал работать в Министерстве обороны.

Властные амбиции

Ататюрк много читал. В годы его студенчества на него повлияли революционные взгляды таких французских интеллектуалов, как Руссо и Монтескьё. И он считал их ориентирами своей юности.

Мустафа Кемаль, курсант Военной академии, во время младотурецкой революции сказал своим друзьям следующее: «Я призываю вас к долгу ответить на опустошительную тиранию только революцией, свергнуть устаревшую, прогнившую администрацию, заставить нацию господствовать и спасти Родину!"

После революции, как отмечает российский историк Александр Жеванов, Мустафа Кемаль разочаровался в младотурках, поскольку правительство Триумвирата не принимало никаких существенных реформ или перемен, а лишь начало усугублять положение в стране. В правительстве Мустафа Кемаль стал известен как «Вечно недовольный майор», которого стали отправлять в разные уголки империи, будь то София, Триполи, Салоники, неважно, главное подальше от Стамбула.

Несмотря на всё это, «Дух революции» продолжал жить в Кемале, и он ждал своего часа. И как мы ранее отмечали, единственная идея, поддерживающая дух и энергию Кемаля, — стремление к власти. За несколько недель до начала Первой мировой войны Ататюрк признавался одному из болгарских друзей: «Турки — хорошая нация. Но они нуждаются в современном образовании. Необходимо освободиться от восточного влияния, давящего на общество и наши отдельные личности. Но чтобы изменить турецкий народ, следует провести серьезные реформы».

Девять месяцев, проведенные Кемалем в Болгарии, явились для него нелегким испытанием. Он оскорблен болгарами как турок и как мужчина, он оскорблен правительством Триумвирата, сославшим его в Софию. Единственная идея, поддерживающая его дух и энергию, — стремление к власти. При этом он стремился показать, что подобное влечение к власти бескорыстно. «Мои амбиции велики, — писал он во время Первой мировой войны другу, — но они не сводятся к материальным амбициям, таким как получение более высоких постов и денег».

18 октября 1914 года в письме другу Салиху Кемаль цитирует неизвестного французского поэта: «Жизнь коротка: немного мечты, немного любви, и прощайте. Жизнь тщетна: немного ненависти, немного надежды, и конец». А затем добавляет: «Салих, запомни эти строки и в зависимости от смысла, который ты придаешь жизни, руководствуйся одной из этих формулировок».

Ангорское правительство

Подписание полной капитуляции заставило приступить к планомерному разоружению и расформированию Османской армии. 19 мая 1919 года Мустафа Кемаль в качестве инспектора 9-й армии на судне Бандырма прибыл в Самсун.

22 июня 1919 года в Амасье он обнародовал циркуляр (Amasya Genelgesi), который гласил, что независимость страны находится под угрозой, а также объявлял созыв депутатов на Сивасский конгресс.

8 июля 1919 года Кемаль уволился из османской армии. 23 июля — 7 августа 1919 года в Эрзуруме состоялся съезд (Erzurum Kongresi) шести восточных вилайетов империи, за которым последовал Сивасский конгресс, проведённый с 4 по 11 сентября 1919 года. Мустафа Кемаль, обеспечивший созыв и работу этих конгрессов, таким образом определил пути «спасения отчизны». Султанское правительство пыталось этому противодействовать, и 3 сентября 1919 года был издан указ об аресте Мустафы Кемаля, однако у того уже хватало сторонников, чтобы противодействовать выполнению этого указа. 27 декабря 1919 года Мустафу Кемаля с ликованием встретили жители Ангоры (Анкара).

После оккупации Константинополя (ноябрь 1918 года) войсками Антанты и роспуска османского парламента (16 марта 1920 года) Кемаль созвал в Ангоре собственный парламент — Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), первое заседание которого открылось 23 апреля 1920 года. Сам Кемаль был избран председателем парламента и главой правительства Великого Национального Собрания, которое тогда не признавалось ни одной из держав. 29 апреля Великое Национальное Собрание приняло закон, приговаривающий к смертной казни любого, кто усомнится в его легитимности. В ответ на это султанское правительство в Стамбуле 1 мая издало указ, приговаривающий к смерти Мустафу Кемаля и его сторонников.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с армянами на северо-востоке, с греками — на западе, а также — с оккупацией Антантой турецких земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляций.

7 июня 1920 года ангорское правительство объявило недействительными все прежние договоры Османской империи; кроме того, правительство ВНСТ отвергло и в конечном итоге, путём военных действий, сорвало ратификацию подписанного 10 августа 1920 года между султанским правительством и странами Антанты Севрского договора, который они считали несправедливым в отношении турецкого населения империи. Воспользовавшись ситуацией, когда предусмотренный договором международный судебный механизм не был создан, кемалисты захватили заложников из числа британских военнослужащих и стали обменивать их на членов младотурецкого правительства и других лиц, интернированных на Мальте по обвинению в преднамеренном уничтожении армян.

Отношение к религии

Ататюрк не только спас страну, нацию, но и религию!» - заголовок газеты «Cumhuriyet» от 1934 года

Ататюрк хотел, чтобы турки проснулись и провели различие между авраамической религией (а именно Исламом) и древней арабской культурой. Он хотел, чтобы турки-мусульмане поняли, что не все арабы мусульмане и что некоторые арабы католики или христиане и что, следуя арабской культуре, турки только обманывают себя, думая, что они следуют Исламу.

Ислам - это всего лишь еще одна авраамическая религия, а все остальное, что есть в Исламе, например мужчины, носящие тюрбаны, - это не что иное, как производное от древней арабской культуры, которой, по мнению Ататюрка, нет места в тюркской идеологии из Центральной Азии.

Ататюрк также считал, что Тюркская история была омрачена арабской культурой на протяжении более чем 1000 лет и что турки должны начать возвращаться к своим древним корням, и что до обращения в Ислам тюрки-тенгри были большой нацией.

Большинство современных турок не могут отличить исламскую веру от арабской культуры, потому что они никогда не ставят под сомнение истинные истоки Ислама. Они также считают, что арабский язык очень священен и зарезервирован только для мусульман, когда на самом деле Арабские католики/христиане также говорят по-арабски.

Ататюрк глубоко исследовал древних арабов и пришел к выводу, что большая часть обычаев и традиций современного Ислама была унаследована от древних арабов. Именно по этой причине мусульманский мир не смог добиться прогресса в науке и технике и в результате отстал от западного мира. Другими словами, настоящий Ислам повелевает своим последователям обучаться во всех областях науки и техники, но все мусульмане ходят в мечети и ожидают большого прогресса...это кстати еще одна причина почему “Исламская” Османская империя вышла из Первой мировой войны как побежденная нация.

Турецкая республика - это государство турецкой нации, которая основана Ататюрком для тюркского возрождения и их национального самосознания, но никак рассадник мракобесия и арабизации тюркских народов, как это преподносят нынешние «Чёрные турки» из партии Эрдогана и его последователи.

«Шакалы будут уничтожены!» - Змея олицетворяющая исламиста уничтожается мечом турка. Плакат деисламизации Ататюрковской Турции, 1930-ый год.