София
София - женское божество в гностицизме (Мудрость Божия).
Есть две принципиально разные интерпретации этого образа.
Валентинианская София
Согласно представлениям Валентина, София — последнее из эонов (божественных сущностей), порожденных первоначальной божественной парой. Она находится на границе между совершенным, нематериальным миром Плеромы и хаотичной внешней пустотой.
Её главная характеристика — страстное желание познать непознаваемое. Она хочет постичь самого Отца (Высшее, Непроявленное Божество), что невозможно и нарушает гармонию Плеромы. Это желание рождается не из злого умысла, а из неразумной любви и порыва.
В результате этого незаконного порыва София порождает сущность без согласия своего вечного партнёра (сизигия). Это порождение ущербно и несовершенно. Этим «незаконным» сыном является Демиург (греч. «Строитель»), также известный как Ялдаваоф или Самаэль. Он уродлив, невежествен и обладает лишь силой, унаследованной от матери, но лишен её мудрости.
Сам акт этого порождения часто описывается как страдание, разделение, «пафос» Софии. Её ошибочный порыв вызывает в ней самой смятение и тоску. Изгнанный из Плеромы, Демиург в своем невежестве и тщеславии считает себя единственным богом и создает материальный космос (гр. космос = «порядок») как тюрьму, слепо копируя гармонию Плеромы.
При этом он, не ведая того, заключает в материю частицу божественного света — свою мать Софию (или её эманацию, называемую «Низшая София», «Ахамот»). Эта искра, «пневма» (дух), оказывается в сердцевине человеческого существа — гностика, «пневматика».
София, оказавшись в материи, раскаивается, плачет, молится. Её мольбы достигают Плеромы, и высшие эоны отправляют ей на помощь своего общего эманационного плода — Христа-Спасителя (а в некоторых системах и Духа Святого как «Утешителя»).
Манихейская София
В манихействе имеется последовательно дуалистическая концепция, в которой София ни в чем не виновата. Демиург (он же Сакла, то есть "дурак") и его демоны атаковали царство Света, навстречу им Бог послал Христа (Первочеловека). Демоны победили Христа и захватили свет его мудрости.
Чтобы получить свет обратно, жена Христа, София, танцевала танец перед чертями. Демиург влюбился в Софию, которую видел в небесах, после чего он стал мастурбировать, и со спермой вылил часть божественного света, который он получил, сожрав тело Христа. Демоны из смеси земли и спермы создали человека, чтобы он сражался вместе с ними против ангелов. Демиург сделал человека по образцу Софии и ее брата Митры, которых он танцующими видел на небе. Он хочет забраться на небо и изнасиловать Софию, которую полюбил. Однако она любит Христа и обещала спасти его, собрав части тела Христа из людей и материи и воскресив его в последней битве, когда демиург и силы тьмы будут окончательно побеждены. В этой битве также будет сражаться ее брат Митра во главе миллионов ангелов.
Пока это не случилось, София является вдовой (поскольку ее муж Христос мертвый). Она бродит по миру и призывает тех людей, в которых есть искра света, осознать свою сущность и следовать мудрости, а не глупости. Она плачет и надеется собрать Христа из душ всех людей, животных и растений. Те, кто поверили Софии, становятся детьми вдовы, то есть манихеями. "Потому что у оставленной больше детей, чем у имеющей мужа". Такое понимание Софии близко к древнеегипетской Изиде.
Также есть боевой образ Софии, которая сражается со злом и возглавляет воинство своих детей. Данный образ перекликается с индоевропейскими женскими военными божествами, прежде всего Афиной Палладой. Также как богиню Луны ее часто понимают как Гекату, тогда она имеет три формы: Мать Жизни (рождение), Дева Света (жизнь) и Светлая Форма (встречает манихея в момент смерти).