Чалдоны/rus
| Чалдоны | |
|---|---|
| Современное самоназвание:: | чолдоны, челдоны, чалдоны, двоедане, кержаки |
| Религия:: | старообрядчество, православие, част. анимизм |
| Говор: | Сибирский старожильческий язык |
| Родственные народы:: | поморы, северные русские, старожилы Урала, коми-зыряне |
| Происхождение:: | словене ильменские, псковские кривичи, корела, весь, пруссы, ятвяги, скандинавы [средневековье], т.е новгородцы, устюжане, коми-зыряне и коми-пермяки, частично - аборигенные народы Сибири. |
Чалдоны (в зависимости от региона и происхождения, челдоны или чолдоны) — коренная народность, которая сложилась из постоянного славянского населения в Западной Сибири окончательно между XVI—XVII веками (по косвенным данным, самые первые чалдоны могли появиться уже в XIII—XIV веках) и в дальшейшем оттуда расселились по всей Сибири, вплоть до Аляски.
Вместе с сибирскими казаками и сибирскими староверами (кержаками) составляют один сибирско-чалдонский старожильческий народ. Являются самой многочисленной группой сибирского старожильческого населения.
Именно диалекты чалдонов (особенно говоры томских чалдонов) сейчас используются в основе письменного стандарта сибирско-чалдонского языка.
Этноним
1.Вопреки народной этимологии живущих в Сибири несколько веков подряд старожил слово «чалдон» не происходит от «Чалки с Доном». Вероятно заимствование из монгольского (монголск. бродяга, беглый), однако монголов в Западной Сибири не жило, а данный этноним первыми усвоили западно-сибирские старожилы, где в отличие от восточной Сибири бранным словом он не был. Вероятно также происхождение от слова «чело», связано с «головой» (как в Новгородском областном говоре), и было вывернуто в «главу», «хозяина», «владельца». Также есть теория о происхождении этнонима из коми языка. Спорна версия и о том, что слово «чалдон» изначально бранное. Архаичнее произношение с ударением на букву «о», чем Западнее проживают челдоны, тем больше «окают» в самоназвании.
2.Самоназвание «двоедане», встречающееся по всей Западной Сибири. Двоеданничество - исторический термин, обозначающий уплату двойной дани. Старообрядцы назывались (и называли себя) двоеданцами или двоеданами, потому что Пётр I повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они ни проживали, и обложить их двойной податью» и до 1782 года старообрядцы платили двойную подать. Также встречаются «двойные» самоназвания, к примеру «Чалдоны мы, двоедане (ис. район Тюменской области).
3.Самоназвание «Кержаки» произошло от реки Керженец - одного из центров раскола, зиждущегося в Нижегородской области. Поголовное большинство кержаков в Западной Сибири не имеет корней с Поволжья, как пример - известнейший кержак Борис Николаевич Ельцин, дальний предок которого Елизарий по прозвищу «Елец» в 1495 году бежал из занятого московитами Великого Новгорода на Северный Урал, где и осел. После церковной реформы Никона его потомки сохранили старую веру и стали раскольниками - кержаками.
Культура
В одежде ценились темные цвета, поэтому нередко для вышивки узоров на одежде использовали черные нитки, вперемешку с красными. Незамужние девушки носили белые и красные платки, а женщины — черные с вышивкой. Показаться в обществе без платка считалось недопустимым.
Незаплетенные в косу волосы считались позором. Женщины носили рубахи «ластовицы», клетчатые юбки «андарак», жилетки «корсетки». Мужчины же надевали рубахи косоворотки и штаны порты. Обязательным атрибутом был пояс «оповяска» или «крайка». Нередко можно было увидеть как праздничный головной убор у женщин «файшонку» — вязанную крючком косынку непременно черного цвета.
Всюду ценилась чистота, поэтому бытовало изречение: «Крыльцо блестит, чалдон живет». В домах было принято скоблить пол, а также натирать его голиками до блеска.
Самым веселым временем было весеннее время: от праздника Вознесения до Троицина дня, когда было принято водить «карагод» (хоровод) Стрела, так и называли «Стрелу водить».
У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почетные места за столом, выказывая им особое уважение. Чалдоны же, даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле.
Самым веселым временем было весеннее время: от праздника Вознесения до Троицина дня, когда было принято водить «карагод» (хоровод) Стрела, так и называли «Стрелу водить».
У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почетные места за столом, выказывая им особое уважение. Чалдоны же, даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле.
Чалдоны жили сёлами и деревнями, объединенными в общины, для которых характерен приоритет коллективных нужд над потребностями отдельного человека. Существовала всегда взаимовыручка и помощь в виде толоки, когда помогали строить дом, мостить мосты, городить поля, делать гати. Женщины устраивали капустные вечера для совместного квашения капусты, супрядки, для помощи тем, кто не успел испрясть кудель до Великого поста, когда ходили из дома в дом для выполнения определенного вида работ.
Чалдоны — любители чаепитий. Переселенцы их называли «водохлебами» из-за странной привычки вечерами пить чай. Поэтому в каждой чалдонской семье был большой самовар, который обязательно устанавливался на столе во время принятия еды, или вечерами во время чаепития с калачами. Заваркой чаще служил кипрей, лабазник, брусничный лист, сушеные плоды рябины и шиповника, зверобой и тарашкан (чага). А сидя за столом, чалдон скажет не «нарежь хлеба», а «нарушь хлеба».
Народная культура чалдонов также имеет нарочито языческие элементы. Остатки анимизма - вера в духов, скрещение с верованиями коренных народов (в некоторых чалдонских избах даже были домашние божницы), аграрные праздники языческого происхождения, оборотничество и окрутничество, гадательные и магические практики.
История
Хождение выходцев с Северо-Восточной Европы за Урал началось задолго до Ермака. «Пионерами» в этом деле были Новгородцы и Устюжане, коих объединяло одно наречие, традиции, происхождение и быт. Походы в Сибирь напоминали грабительские рейды, от которых страдали «остяки», «самоеды», а также население Сибирского ханства.
Регулярное поступление «заволочской» дани с северных земель в казну Великого Новгорода, а позднее Москвы, нарушалось не только восстаниями лесных народов. Другим «возмутителем спокойствия» был город Устюг, сыгравший огромнейшую роль в освоении и заселении Сибири и Дальнего востока. Львиная часть старожил имеет устюгские корни — с Поюжья, низовий Северной Двины, Сольвычегды и восточной Сухоны.
В городе, через который проходил основной путь на Югру, издавна существовала своя правящая верхушка, стремившаяся прибрать к рукам богатства «диких народов». Во главе этого сообщества стояли какие-то загадочные «устюжские князья». Возможно, это были представители младшей линии ростовского княжеского дома, в свое время владевшего Устюгом.
Летописи Севера содержат множество упоминаний о походах северян в Сибирь: Зимой 1329 года «избиша новгородцев, котории были пошли на Югру, устюжьскыи князи».
Устюжские летописи хранят немало известий и о таких грабительских рейдах местных удальцов, которые позднее Степан Разин деликатно называл «походами за зипунами». В 1479 году «шильники здумали на Устюзе – Андреи Мишнев, да шед без ведома великаго князя да Емчю взяли». Новгородское слово «шильники» означало разбойников, бродяг и вообще отребье общества.
«Того же лета [1481 года] Андреи Мишнев с шилники и с устюжаны ходили в Великую Пермь, да побили вогуличь под Чердынем, а на Каму шедши, да въстретили гостей и тюменских тотар, да пограбили». В погоне за богатствами остяков (хантов) и вогуличей (манси) частная инициатива сталкивалась с казенным интересом.
В конце XVI – начале XVII в. активно шло в Сибирь и население всего Севера, прежде всего жители Великого Устюга, желавшие попытать счастья за Каменным поясом. Обычно каждый отряд (ватага), отправлявшийся в Сибирь, состоял из основного ядра – казаков – и примкнувших к ним устюжан. Все они назывались “землепроходцами”. Казаки и северяне вместе продвигались через дикие места, перетаскивали лодки через пороги, сражались плечом к плечу и при этом всегда помнили, «кто из них казак, а кто – устюжанин».
Формирование старожильческого населения происходило в к. XVI - нач. XIX вв.: на рубеже XVI-XVII вв. из Поморья, Архангельской, Вологодской, Пермской, Вятской губерний мигрировавшие в числе др. народов Р. создавали в таёжной полосе Западной Сибири поселения.
С к. XVII в. зафиксирована государственно регулируемая миграция пашенных (черносошных) крестьян из Поморья, Верхнего Поволжья и Среднего Урала. Крестьянское население края интенсивно формировалось правительством: в 1840-1850 гг.
На рубеже XVIII-XIX вв. затухает процесс переселения крестьян из северных европейских районов России, появляются переселенцы из Воронежской, Курской, Орловской губерний. В 1-й пол. XIX в. поток переселенцев (теперь уже новопоселенцев) увеличивается: русские едут в Западную Сибирь из Смоленской, Тамбовской, Орловской, Рязанской, Курской, Тульской, Пензенской и др. губерний. После отмены крепостного права крестьяне европейской части России получили больше возможности для переселения в Сибирь. Эти группы населения в дальнейшем назовут «новосёлами», «россейскими», «лапотными», «блошниками» и иными уничижительными кличками, однако количество смешенных браков с новосёлами в связи с урбанизацией и этническим угасанием увеличилось в 20-м веке и продолжается до сих пор.
Генетика
В сибирской выборке из жителей Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края не обнаруживается даже 5% вклада автохтонного населения (возможно, небольшая его доля способна «прятаться» в завышении вклада финнов). В остальном же результаты однотипны - преобладание северного (Вологдо-Вятского) генофонда с большим его преобладанием (вплоть до 100%) западнее.
По Y-DNA: N1a1 [финнский ген]- 35.5%, R1a [балто-славянские клады] 33.1%, I1 [скандинавы]- 11.6%, I2 - 10%, R1b1a2 - 6.6%.
Кухня
Канун
Местами по Сибири, напр., во Маклаковской вол. Енисейского у. Енисейской губ. и на Ангаре, сохранился старинный обычай к некоторым праздникам варить «Канýн» святому, иначе церковное или поминальное пиво, при содействии "мира", "обчес(т)ва" или прихожан; им угощают как прихожан, так и приезжих гостей; угощающиеся жертвуют "грошики" на церковь, "на свечи святому" и т.п. Обычно хмельные "пива" варят по домам, как к обыкновенным годовым праздникам, так и к "съежжим" и в других случаях.
(Название канун, кану́нное пиво записано в Архангельской, Вологодской и Костромской областях в значении ʻсладковатый нехмельной напиток: молодое пиво, сусло, которые освящались в церкви и подавались к столу в праздничные дниʼ: «У нас сегоду два кануна варили» (арх.: карг.); канун, канон - ʻподслащенное медом пиво, которое ставилось во время всенощной к иконе Николая Чудотворцаʼ (костром.); приносить канун, прийти с каноном -ʻобычай крестьян приносить пиво в церковь и оставлять его в пользу причтаʼ (волог.: ник.); канун варить, канун справлять (волог.: в-уст.)) [*].
Устраивали/варили «канýн»: – на «Егория вёшново»/«(по)бедоносново» («в дер. Иркинеевой Пинчугской вол. также варят "канýн Егорью". Хлеб, хмель и прочее сбирают "с мира" (прихода) особые "трудники", добровольно принявшие на себя часть хлопот по устройству кануна; он же или другие "доброхоты-пивовары" из этих припасов варят у себя на дому "пива". В день Егорья после отстоя "чесов" в местной часовне и окончания богослужения при участие богучанского друховенства всем миром, местными и приезжими прихожанами, "канунно пиво" распивается. Это делается в избе "чесовеннаво" старосты или у кого-либо из доброхотов. Причем "женска половина", как и в с. Стрелковском, пьет себе наособицу, принимая угощенье от "своёй же сестры"; а "мужики" и парни пьют "канýн" на другой половине избы или во дворе, где "им подает пиво туясьям, либо ковшам, свой же брат"..»; – на «Николу (Миколу) вёшново» («"Канун" в этот день бывает в селах Кежемском и Панском (Енисейский у.). Молодежь обоего пола "своим рошшам" ходит в лес "варить ейца" и устраивает гулянку с хороводами. В селах Кежме, Пановском, дер. Кежемской Заимке, Иркинеевой и Пинчуге в этот день "съежжой" праздник, для которого варят "канунно пиво". Ранее варили "канун" в дер. Лопаткиной (Казачинская вол).»); – на «Петров день»/«Петры-Павлы» («в с. Пановском Кежемской вол. к Петрову дню варят "канун"; накануне хозяйки красят яйца, как на Пасху. Местами для веселья варят домашние "пива"»; – на «Успеньё»/«Успеньев день»/«Воспожин день» («К Успенью варят пиво; варили "канун" в дер. Сполошной Казачинской вол.»); и проч. проч. праздники[1].
ГОРОШНИЦА (ГОРОХОВАЯ КАША)
Горох смолоть в гороховую муку, заварить кипятком и подержать на «водяной бане». Остудив, разрезать на
прямоугольные пластинки. Залить горошницу внутренним рыбным жиром, вытопленным из красной ангарской рыбы.
ИКРЯНКА (ПИРОГ, ОМЛЕТ С РЫБЬЕЙ ИКРОЙ)
На раскатанный пластдрожжевого теста выложить слоями вареный рис или пшено с луком (лук можно обжарить). Затем выложить рыбу, цельную или нарезанную кусочками, без костей. Снова положить рис с луком и покрыть начинку другим слоем теста. Края защипнуть. Пирог проколоть ножом для выхода пара. Пирог можно сделать из цельного пласта теста и с крупной рыбой, защипнув края теста и придав форму лодочки.
ВЫГОНЯЛО или РАЗГОНЯ (ОВСЯНЫЙ КИСЕЛЬ)
Очищенный овес залить водой и оставить на сутки. Воду слить в отдельную посуду. Вымоченный овес хорошо отжать. В полученную жидкость добавить соль и варить на огне, помешивая, до густоты. Добавить кипяченое молоко или сливки. Перемешать. В кисель можно добавить немного масла. В зависимости от густоты кисель подают жидким или разрезают на куски, запивают молоком или простоквашей.
КОРШУНЫ (Сладкие лепешки из черемухи)
«Коршуны у нас все любили, их из черемухи делали на молоке с сахаром».
СУХОМЕС (Толокно с квасом или молоком)
«Сухомес — овёс заварят, напарят, высушат, смелют — вот и толокно. В квас насыпают и хлебают без хлеба»; «На варенце замесят толокно и с пресным молоком едят»; «Сухомес -- толоконник с густым квасом ели».
ЗАТИРУХА, ЗАВАРУХА, ЗАВАРИХА (Мучная каша, поджаренная на сковородке)
«Вода кипит ключом, и заваривают муку хорошую немного, а потом на сковородку, поджаривают с маслом. Это завариха»; «Делаем кисаль из муки или вчерашнего теста. Размочат его, как квашонку моют, муку добавляют и варят и едят со сметаной завариху»; «Завариху из кукурузной и гречневой муки делают»; «Сваришь молоко, муки положишь, масла добавишь и кипятишь. Она свариться — и заваруха. Заваруху так делали: на листе муки пережаришь, на молоке заваришь, посолишь и хоть в чашку, хоть в блюдо клади»; «Разобьешь одно яйцо, с мукой растираешь крупинками и в кипяток кладешь. Оно так крупинками и вариться. И мясо поешь, и рыбы поешь, а голодны, еще и заварухи поедим обязательно»; «Муки насеешь, молочка польешь, затрешь муки и опустишь варить. Как натрешь, она, как крупа, сделается, и в кипяченое молоко спускаешь. Как манна каша, сделается, скусна затируха. Муку на воде или яйцах затирают крупинами и жидко варят»
ДРАЧОНА, ДРАЧЁНА (Картофельная каша, зажаренная в масле или заправленная сметаной и маслом)
«Очистят картофель, сварят, натолкут, потом в печь. Драчену ели. Каша это картофельная, ее поджарят на масле-то. Масла-то не жалели»; «Драчена из картошки делается. Сваришь картошку в мундирах — не чищены, значит. Потом очистишь, растолкешь в чугунке, молоком или маслом польешь. Драчена, как наша пюре, ну раньше драчена»
ВЕРЕЩАГА, ВЕРЕШШАГА (Яичница из яиц и молока или яичница с ломтиками хлеба)
«Верещага делается из яиц и молока. Во всякое время верещагу делали из яиц и молока»
УШКИ ПО ЧАЛДОНСКИ
Ушки-что то среднее между пельменями, мантами и варениками. Форма то-ли уха, то-ли чепчика). Начинка самая разная, мелко рубленная. Из того, на что хватит фантазии, или что найдётся в доме, огороде, лесу. Обусловлено суровым сибирским климатом. Когда на фарш шло все, что найдётся: редька, щавель, грибы, капуста, сало, картошка, в голодные времена лебеда и сныть, в хорошие- мясо. Тесто из ржаной муки. По праздникам из пшеничной. Пропорция на глаз. Тесто: яйцо, вода, раст. масло, пшеничная мука.
МЯСО ПО СИБИРСКИ
Чтобы приготовить это охотничье блюдо, дикое мясо необходимо нарезать длинными тонкими ломтиками, посолить и насадить на деревянные бруски, которые воткнуты в землю рядом с горячими углями, чтобы мясо коптилось с таежными травами: чесноком и папоротником. Это мясо едят с жареным картофелем и северными ягодами, такими как клюква и брусника[2].
Современное положение
В связи с малочисленностью и слиянием с пришлым русским и украинским населением чалдоны имеют такой же спорный официальный статус, как и поморы.
В настоящее время нет единой точки зрения на понятие «чалдоны». Существует ряд основных отличающихся друг от друга подходов:
-Чалдоны — это коренной малочисленный народ Сибири.
-Чалдоны — это областное название коренного русского населения, проживающего в Сибири.
-Чалдоны — это этнографическая группа (субэтнос) русского старожильческого населения, проживающая в Западной Сибири. До начала 20-го века чалдонское национальное самосознание было весьма сильно, однако глобализация, индустриализация и советизация, а также репрессии на кулачество (чалдоны всегда жили зажиточно) за век практически полностью растворило чалдонов в великорусской массе.
Идеологический костяк сибирского областнического движения также составляли сибирские старожилы[3].
Источники
- ↑ [ А. А. Макаренко: "Сибирский народный календарь"]
- ↑ БЛЮДА ТРАДИЦИОННОЙ КУХНИ СИБИРЯКОВ-СТАРОЖИЛ (Список)
- ↑ БЛКержаки -старожилы сибири.