1920, январь
Политическая катастрофа и предательство союзников в Иркутске
В начале января в Иркутске развернулось острое противостояние между либеральными кругами и эсерами, причем последние фактически действовали в интересах наступающих красных сил. Особо негативную роль в этих событиях сыграли представители Антанты, которые, стремясь поскорее вывести свои части, фактически предали своих русских союзников. Под давлением интервентов и в условиях баррикадных боев в Иркутске 3 января Колчак был вынужден подписать отречение, передав полноту власти на восточных окраинах атаману Семенову. Уже 5 января власть в Иркутске перешла к эсеровскому Политцентру, который провозгласил создание недолговечной эсеровской Сибирской республики. К 21 января союзники окончательно выдали Колчака и премьер-министра Пепеляева в руки левых экстремистов в Иркутске, несмотря на ранее данные гарантии безопасности. Всего через два дня Политцентр без боя передал власть большевистскому комитету, что сделало Колчака пленником коммунистов.
Военная обстановка в Сибири осложнялась открытыми столкновениями между белыми частями и чехословацким корпусом, который блокировал железные дороги и захватывал стратегические станции для обеспечения собственного отхода. В то время как атаман Семенов пытался противостоять чехословакам с помощью бронепоездов, остатки армии под руководством генерала Каппеля совершали героический, но трагический переход. Во время этого похода Каппель провалился в полынью, получил тяжелое обморожение и скончался от пневмонии 26 января, завещав войскам взять Иркутск штурмом и спасти Колчака. Под командованием генерала Войцеховского белые части продолжили наступление на Иркутск в конце января, нанося поражения деморализованным гарнизонам, состоявшим из перебежчиков и бывших эсеровских формирований.
Южный фронт
На южном направлении войска Деникина не смогли удержать Ростов-на-Дону и были вынуждены отступить к линии рек Дон и Маныч. Хотя фронт на Дону в течение января удерживался относительно успешно и даже предпринимались попытки контрударов, общее положение белых оставалось тяжелым. На международной арене 16 января произошло важное изменение: верховный совет Антанты официально снял экономическую блокаду с Советской России, аргументируя это заботой о гражданском населении. Сами большевики восприняли это как признание своей победы и сигнал к переходу от войны к полному переустройству страны на принципах милитаризации.
Эксперимент с трудовой повинностью и экономический крах
Считая гражданскую войну практически выигранной, советское руководство во главе с Лениным и Троцким в январе 1920 года начало внедрять систему всеобщей трудовой повинности. Изданный 29 января декрет фактически превратил все трудоспособное население в государственных рабов, которые могли быть принудительно направлены на любые работы под контролем карательных органов. Троцкий активно продвигал идею создания трудовых армий, где рабочие подчинялись воинской дисциплине, однако этот эксперимент привел к катастрофическим результатам. Из-за нехватки продовольствия, одежды и инструментов производительность труда упала до 18 процентов от довоенного уровня, а промышленное производство сократилось в три раза. В сельской местности жесткая продразверстка привела к тому, что крестьяне перестали сеять зерно сверх меры, необходимой для личного выживания, что уже к концу года спровоцировало массовый голод. В трудовых армиях процветало дезертирство, и к началу 1921 года эта политика вызвала волну восстаний по всей стране.